Вы здесь: Главная Техника безопасности в машиностроении Классификация подъемно-транспортных устройств
Подъемно-транспортные машины, применяемые на промышленных предприятиях, можно условно разделить на три вида: внешний, межцеховой и внутрицеховой транспорт.
Внешний транспорт (железнодорожный, водный, автомобильный и авиационный) служит для доставки на предприятие исходных продуктов и вывоза готовой продукции.
Межцеховой транспорт предусматривается для распределения заготовок, полуфабрикатов, топлива и готовой продукции между отдельными цехами и складами предприятия.
Внутрицеховой транспорт служит для распределения полуфабрикатов между станками, машинами, печами и другими агрегатами, а также для удаления отходов (стружки, облоя и т. п.) за пределы рабочего места и цеха.
Размещение и характер работы подъемно-транспортного оборудования на машиностроительном предприятии можно представить следующим образом:
материалы, поступающие на заводской двор по железной дороге, разгружают из вагонов портальным краном, конвейером или поворотным краном;
часть грузов по железнодорожной ветке попадает непосредственно в механосборочный цех, где разгрузка производится мостовым краном или кран-балкой;
консольные и поворотные краны и безрельсовые тележки подают материалы к технологическим машинам;
передачу заготовок и полуфабрикатов от одного станка к другому осуществляют конвейеры, тельферы, рольганги и т. п. машины;
удаление стружки от станков производят шнековые, скребковые и другие транспортеры;
со сборочных конвейеров узлы и готовые изделия передаются на склад автомобильным или другим транспортом.
Из этого видно, как высока насыщенность современных заводов подъемно-транспортными устройствами. Особенно велико значение их в автоматизированном производстве, где они связывают отдельные агрегаты автоматических линий и влияют не только на четкость и ритмичность работы, но и на конструкцию технологических машин.
Подъемные машины делят на три группы: подъемные механизмы (полиспасты, тали, электротельферы, лебедки и домкраты), краны различных типов (мостовые, консольные, поворотные и др.) и подъемники (лифты и штабелеукладчики). Все они характеризуются наличием механизма подъема грузов и прерывностью работы.
Транспортирующие машины предназначены для транспортирования однородных массовых грузов; к ним относятся конвейеры с гибким (ленточные, цепные и канатные) и без гибкого (винтовые, роликовые) тягового устройства, наземный и подвесной транспорт (безрельсовые тележки, автопогрузчики, передвижные и переносные конвейеры и другие погрузочные машины), вспомогательные устройства, служащие для загрузки конвейеров (склизы, рольганги, желобы, дозаторы, затворы, бункеры и т. п.), К транспортирующим машинам и устройствам относятся также установки пневмо- и гидротранспорта, подвесные дороги, механизированные склады и другие устройства.