В зависимости от назначения и технических параметров электродвигателей уровень их шума может быть весьма различным — от 30—40 до 100—120 дБ. Для электродвигателей общепромышленного назначения характерен уровень шума 60—95 дБ, причем преобладают обычные средние частоты (200—2000 Гц).
Шум электродвигателя образуется в результате многих факторов, которые могут быть классифицированы следующим образом:
1) аэродинамический шум, возникающий в результате вращения ротора (и вентилятора) и движения воздушных потоков внутри машины;
2) механический шум, вызываемый вибрациями деталей вследствие остаточной неуравновешенности ротора, а также при работе подшипников;
3) магнитный шум, создаваемый колебаниями статора и ротора под действием пульсирующих магнитных сил.
В большинстве случаев, особенно в быстроходных машинах, преобладают первые две категории шума. Поэтому, как правило, уровень шума определяется в первую очередь скоростью вращения и номинальной мощностью.
Для уменьшения шума принимаются следующие меры:
1. Применяются электродвигатели большей мощности, используемой не полностью. При неполной нагрузке машины снижается уровень магнитных составляющих шума. Для быстроходных двигателей, в которых возникает сильный шум в системе вентиляции, запас мощности позволяет ослабить вентиляцию, а следовательно, снизить шум. Снижение шума наблюдается при уменьшении диаметра вентилятора: уменьшение диаметра вентилятора на каждые 10% при прочих равных условиях сопровождается снижением аэродинамического шума на 2—3 дБ.
2. Рекомендуется замена подшипников лучшими по качеству, промывка подшипников, регулярная смазка, аккуратная и тщательная сборка двигателя, обкатка в течение нескольких часов.
Устранение перекосов, осевых люфтов, а также чрезмерно больших радиальных и осевых натягов уменьшает шум подшипников на 5—10 дБ. Уменьшение размера подшипника на один номер сопровождается снижением его шума на 1—3 дБ. Замена роликовых подшипников шариковыми того же размера снижает шум на 2—4 дБ. Целесообразно также применение специальных малошумных подшипников, производство которых освоено промышленностью.
Большое значение имеет правильная центровка электродвигателя с приводным механизмом, совместная их балансировка, применение амортизаторов и эластичных муфт.
3. Изменяются конфигурация и размеры магнитопровода для снижения магнитного шума электродвигателей, В частности, уменьшению шума способствуют выбор благоприятного соотношения чисел пазов статора и ротора, скос пазов статора или ротора на одно зубцовое деление, уменьшение раскрытия пазов, снижение индукции в воздушном зазоре и увеличение зазора, укорочение шага обмотки и т. д.
Обеспечение всего комплекса мероприятий по устранению шума делает возможным создание малошумных электродвигателей с уровнем шума, не превышающим 50— 60 дБ.