Cr-Bel.ru

Промышленность и металлургия

.

Условия безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных устройств

Безопасные условия
укладки, транспортирования и расчалки транспортируемых грузов во
многом зависят от согласованности действий крановщика (оператора) и
строповщиков (чальщиков), действия которых в большинстве случаев
основаны на условных сигналах.

Строповщики (зацепщики, чальщики)
допускаются к работе только после проверки их знаний. Они должны
хорошо знать оборудование, способы обвязки, крепления и захвата
грузов, применять необходимые приспособления и уметь предотвращать
возможные аварии. На больших складах и в крупных цехах при
транспортировке крупногабаритных и тяжелых грузов работу производят
по чертежам, устанавливающим место, порядок и . габариты укладки
грузов.

К наиболее
ответственным частям подъемно-транспортных устройств относятся канаты
и цепи. Канаты и цепи служат для погрузки и разгрузки грузов
(грузовые), составляя часть самого подъемного устройства, или для
обвязки (зачалки) поднимаемого груза (чалочные, строповочные).
Грузовые цепи и канаты освидетельствуются и испытываются как детали
грузоподъемного механизма. Строповочные (чалочные) канаты и цепи
рассчитывают на растяжение с 10-кратным запасом прочности; их
испытывают не реже двух раз в год под нагрузкой, вдвое превышающей
рабочую, и снабжают указателями предельной рабочей нагрузки, а также
номера и срока испытания.

Для безопасности
работы большое значение имеет правильное закрепление поднимаемого
груза, так как при его перемещении возможно самопроизвольное
развязывание или сдвиг канатов и цепей, что может привести к падению
груза и травме. Обычно под острые грани перемещаемого груза в места
соприкосновения с ним каната или цепи подкладывают специальные
прокладки из дерева, войлока, резины и т. п. для предохранения каната
(цепи) от перегибов, перетирания или соскальзывания. При перемещении
мелких деталей не рекомендуется транспортировать их в таре без бортов
или загружать тару выше бортов. Подъем любых грузов должен
осуществляться только в вертикальном направлении. Перемещение грузов
в горизонтальной плоскости допускается на высоте не менее 0,5 м над
оборудованием. Рабочим запрещается находиться под проносимыми
грузами. Укладка грузов должна производиться с соблюдением
предосторожности и на заранее подготовленную площадку.

Канаты и цепи,
устанавливаемые на подъемных механизмах, а также применяемые в
качестве чалочных, должны быть проверены расчетом.

Проверочный расчет
канатов производится по формуле K= P/S,

где К —
коэффициент запаса прочности каната, выбираемый в зависимости от типа
подъемного устройства, рода привода, режима работы и диаметра
барабана (блока), на который навивается канат (принимается в пределах
от К = 4 для ручных лебедок грузоподъемностью до 1 т до К = 14 для
лифтов; для грузоподъемных механизмов в зависимости от характера
работы К берется в пределах 4—6,5); Р — действительное
разрывное усилие каната в кгс, т, е. та действительная нагрузка, при
которой испытуемый кусок каната разрывается при испытании на
разрывной машине; значение Р указывается в паспорте каната; S —
натяжение ветви каната в кгс.

При известном
грузе Q натяжение S, возникающее в каждой ветви чалочного (аналогично
грузового) каната, находят (см. рис. 4) по формуле

S =1/cos α *
Q/m = K * Q/m кгс,

где Q — вес
поднимаемого груза в кгс;

m — число ветвей
каната;

K — коэффициент, равный 1; 1,15; 1,42; 2 при
соответствующих (наиболее распространенных) углах а = 0°; 30°;
45°; 60°.

Срок службы каната
зависит от многих причин и, в частности, от диаметра блоков и
барабанов, которые огибает канат во время работы. Опасный износ
определяется по количеству оборванных проволок на шаге свивки в
наиболее изношенном месте каната.

Расчет грузовых и
чалочных цепей производится так же, как и канатов, при этом
коэффициент запаса прочности должен быть не менее 6 у чалочных и
грузовых цепей, укладываемых на гладкий барабан (блок), и 8 — у
калиброванных цепей, укладываемых на звездочку (для подъемных
механизмов с машинным приводом).

Грузовые крюки
(петли, клещи, траверсы, грейферы, электромагниты), применяемые для
подъемных механизмов, должны обеспечивать прочный захват груза ,
исключающий его падение. Износ грузозахватных устройств происходит
главным образом в местах, подверженных знакопеременным нагрузкам,
из-за появлений трещин усталости. Поэтому все грузозахватные
устройства систематически осматривают и при наличии волосовин и
трещин изымают из употребления.

Условия безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных устройств

Рис. 4. Схема
натяжения чалочных канатов