• Гусарова Оксана Михайловна, учитель русского языка и литературы

Выражение «семья — малая церковь» дошло до нас с ранних веков христианства. Еще Апостол Павел в своих посланиях упоминает особенно близких ему христиан, супругов Акилу и Прискиллу, и приветствует их «и домашнюю их церковь» (Рим. 16, 4). Ведь действительно, когда мы говорим о церкви, то обязательно произносим слова, связанные с семейным обиходом: «отец», «батюшка», «духовные дети». И это не случайно. Понятия церкви и семьи очень близки, схожи и уклад, и устройство жизни.

Церковь — это объединение, единство людей в Боге. Христианскую семью важно понимать как «малую церковь», это единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. Ответственность родителей во многом схожа с ответственностью церковного духовенства: родители тоже призваны стать в первую

В наше время в самой семье редко встретишь полное понимание между родителями. Часто нет общего согласия, общего понимания жизни и цели воспитания детей. Как тут говорить о семье как о «малой церкви»?

Надо попытаться вдуматься в смысл – что же такое «Церковь». Церковь никогда не означала благополучия. В своей истории Церковь всегда переживала беды, соблазны, падения, преследования, разделения. Церковь никогда не была собранием только добродетельных людей. Даже самые близкие ко Христу двенадцать апостолов не были безгрешными подвижниками, не говоря уже о предателе Иуде! Апостол Петр в минуту страха отрекся от своего Учителя, сказав, что не знает Его. Другие апостолы спорили между собой о том, кто из них первый, а апостол Фома не поверил, что Иисус Христос воскрес. Но именно эти апостолы и основали Церковь Христову на земле. Христос избрал их не за добродетель, ум или образованность, но за их готовность все бросить, от всего отказаться, чтобы следовать за ним. И Благодать Духа Святого восполнила их недостатки. Семья даже в самые трудные времена — это «малая церковь», когда в ней остается хотя бы искорка стремление к добру, к истине, к миру, к любви, к Богу.

Прошло то время, когда надеялись на церковь, что ее традиции, устои, быт смогут воспитать молодое поколение в рамках традиций русской жизни, вселив в души добро, понимание, любовь к близкому. Сейчас на плечи родителей возложена эта нелегкая задача: воспитать веру, самостоятельность правильных суждений, активность познавания мира. Если ребенок с детства сам пытается проявить свои суждения, верит и понимает во что он верит, то в будущем он испытает меньше лишений и проблем. Именно в раннем возрасте происходит осознание и понимание что значит «святое». В детстве к ребенку с большей лаской и любовью относятся все близкие и родители, прививаются такие чувства как доброта, сострадание к ближнему, любовное отношение к тем, кто и к тебе относится с любовью. С каждым месяцем и годом малыш узнает новое о жизни, людях, деятельности. Ребенок начинает задавать вопросы о происхождении вещей, явлений, людей. Многие родители объясняют по-разному, но более мудрые заставляют поразмышлять свое дитя, не забыв упомянуть, что все устроено волей Божьей. Мы не можем принуждать наших детей к каким-то героическим конфликтам с окружающей средой. Мы призваны понимать трудности, с которыми они сталкиваются, должны сочувствовать им, когда в силу необходимости они умалчивают, скрывают свои убеждения, чтобы избежать конфликта. Но в то же время мы должны развивать в детях понимание того главного, чего необходимо держаться и во что они крепко верят. Важно помочь ребенку понять: не обязательно говорить о добре — надо быть добрым! Можно спрятать крестик или иконку, но нельзя над ними смеяться! Можно не говорить в школе о Христе, но важно стараться узнать о нем как можно больше. Все родители хотят, чтобы дети росли правдивыми. Мы стремимся доверять им, хотим, чтобы они нас не обманывали, и чтобы на их слово можно было положиться. Это качество не дается само по себе, необходим каждодневный труд, воспитание и, конечно же, личный пример родителей. Важно воспитывать не только правдивость, но и понимание того, что такое правда, а что такое ложь. Это понимание дается не сразу и нелегко. Дети видят отношения взрослых членов семьи: если в семейных отношениях главенствует любовь и правда, то ребенок не вырастет лживым. Мне кажется, что самое главное — это воспитать в детях и в самих себе способность разбираться в том, где ложь и где правда. Очень часто мы представляем самих себя и обстоятельства, в которых живем, не такими, каковы они есть на самом деле, а видим их такими, как нам хочется. Часто оправдываем свою бездеятельность мнимой болезненностью, а нетерпение и властность называем ответственностью. Самолюбие и дурной характер выдаем за «стояние за правду». Недаром в одной из самых любимых молитв Православной Церкви мы говорим: «Царю Небесный, Утешителю, душе Истины».

Бог есть дух истины, и с Его помощью мы можем увидеть самих себя и все окружающее нас таким, каково оно есть на самом деле. Эту способность мы и должны стараться воспитывать в наших детях.

Все родители по-разному относятся к поступкам своих детей.

Иногда мы оправдываем наших детей: «Виноваты другие», «Он от них научился». И очень часто не уверены, какие требования должны предъявлять нашим детям. Можно ли им прощать? Или необходимо, чтобы каждый проступок нес за собой наказание? За что нужно, а за что нельзя наказывать? Когда детские проступки превращаются в грехи? И как нам, родителям, относиться к грехам наших детей? Постараемся разобраться в этом сложном вопросе, хоть мы сознаем нашу ограниченность и неспособность найти идеальное решение.

Для нормального развития в детстве необходима атмосфера порядка и дисциплины. В это понятие входят: определенный распорядок времени, труда и развлечений, исполнение известных обязанностей, вежливость, правдивость, ответственность за порученное дело. Детство, проникнутое любовью к детям, внимательностью и пониманием и в то же время подчиненное определенной дисциплине, дает прочную основу для нормального развития духовной жизни.

Вне семьи — в яслях, в детском саду, в школе, — ребенок включается в определенный распорядок дня, но это дисциплина другого рода, дисциплина общественная. Ее нравственные ценности заключаются в том, чтобы научиться, как соблюдать очередь, как делать все вовремя, как не портить вещи, не мешать другим, слушаться указаний, делать все, как указано. Цель такой дисциплины заключается в том, чтобы жизнь коллектива шла гладко. Семейная же дисциплина, особенно в христианской семье, основана на любви и воспитании в детях способности любить и быть внимательным к другим. Нравственные ценности, внушаемые в христианской семье детям, — это, прежде всего не огорчать, не делать больно другому, говорить правду, пожалеть, признать свою вину, попросить прощения, простить…

Семейная дисциплина основана на вере в ребенка, а общественная дисциплина на пользе и нуждах коллектива. Эти два вида дисциплины могут не противоречить друг другу, но они затрагивают разные области душевной жизни ребенка.

Дети наши растут, взрослеют… В более сознательном возрасте понятия непослушания, нарушения правил поведения перерождаются в христианском сознании в понятие греха. Это понятие связано с сознательным выбором между тем, что есть «зло», и тем, что есть «добро».

Грех – разрыв отношений: разрыв отношений с Богом. Конечно, все мы грешим. Грешат наши дети. Но христианская вера дарует нам возможность признать наш грех грехом, почувствовать, что грех — зло, а не добро. Слово «грех» по-гречески означает «промах», согрешить — значит промахнуться, не попасть в цель. Мы не в силах воспитать наших детей так, чтобы они не совершали промахов. Пока дети малы, их нравственность проста: если они делали «плохо», их бранили и наказывали. Если были «хорошими» — хвалили. Но постепенно в их жизнь входит понятие и опыт греха. Но от греха родители не в силах их уберечь. С грехом человек может бороться только сам. Верующие родители могут сделать только одно — и в этом заключается их ответственность — дать детям возможность реально ощутить, и не только на словах, а на личном опыте: что есть добро, есть святость, есть любовь, есть благодатное участие Божие в нашей жизни! Будет у наших детей такой опыт — они смогут осознать свое отпадение от этих ценностей как грех. Признать грех грехом начало исцеления от греха.

Самое трудное для родителей-христиан — когда их взрослеющие или взрослые дети отказываются от того, что для родителей свято, — от веры в Бога, молитвы, храма, таинств, целомудрия, церковного брака, не хотят крестить своих младенцев. Не может не вызывать горя и страдания, когда наши дети исключают из своей жизни Божье участие, благодать Божью. Мы обязаны дать им ясное, правдивое суждение о поступках, если у нас сохранились с ними добрые, открытые отношения. Но самое главное — чтобы жила в нас любовь к нашим детям, даже если они совершают грех, чтобы жила вера в то, что каким-то своим, личным путем, по-своему, они когда-нибудь придут к Тому, Кто есть Свет и Правда жизни.

Перед родителями часто встает еще один страшный вопрос: какой мой родительский авторитет? Насколько он силен и продуктивен?

Авторитет — это источник нравственной силы, к которому обращаешься в случаях неуверенности, колебаний, когда не знаешь, какое решение принять.

Присутствие в жизни ребенка такого облеченного его доверием человека необходимо для нормального детского развития. Родительский авторитет проводит ребенка сквозь весь беспорядок, всю непонятность окружающего его нового мира. Распорядок дня, когда вставать, когда ложиться спать, как умываться, одеваться, сидеть за столом, как здороваться, прощаться, как просить чего-нибудь, как поблагодарить — все это определяется и поддерживается авторитетом родителей, все это создает тот устойчивый мир, в котором может спокойно расти и развиваться маленький человек. Когда в ребенке развивается его нравственное сознание, авторитет родителей устанавливает границы между тем, что «плохо,» и тем, что «хорошо,» между беспорядочными порывами, случайным «А я хочу!» и трезвым «Сейчас нельзя!» или «Так надо!»

Для счастливого и здорового развития ребенка в семейной обстановке нужно, чтобы было место для свободы, для творчества, но ребенку необходим, и опыт разумного ограничения этой свободы.

Ребенок растет, нравственно развивается, и понятие авторитета тоже принимает более полный и глубокий смысл. Авторитет родителей останется продуктивным для подростков только, если они чувствуют, что и в жизни родителей существует незыблемый авторитет — их верований, убеждений, их нравственных правил. Если ребенок чувствует и видит, что родители честны, ответственны, действительно верны правде, долгу, любви в их повседневной жизни, он сохранит доверие и уважение к родительскому авторитету, даже если этот авторитет будет в конфликте с авторитетом окружающей среды.

Всем родителям необходимо помнить о другой стороне родительского авторитета — о дружбе с детьми. Мы можем влиять на наших детей, только если у нас существует живое общение с ними, живая связь, то есть дружба. Дружба — это способность понимать друга, способность видеть ребенка таким, как он есть, способность сочувствовать, сострадать, разделять и радость, и горе. Как часто грешат родители тем, что видят своего ребенка не таким, как он есть, а таким, как им хочется, чтобы он был. Дружба с детьми начинается с самого раннего их детства, и без такой дружбы родительский авторитет остается поверхностным, без корней, остается только «власть».

На нас, родителей, возложена Богом ответственность, быть воспитателями наших детей. Мы не имеем права отказываться от этой ответственности, отказываться нести бремя родительского авторитета. В эту ответственность входит, и умение видеть и любить наших детей такими, как они есть, понимать те условия, в которых они живут, дать им на опыте познать добрый порядок в семейной жизни и значение правил. Главное — это быть самим верными Высшему Авторитету в нашей жизни, веру в Которого мы исповедуем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *